oleg7502 | Дата: Четвер, 29.11.2012, 22:38 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 82
Статус: Оффлайн
| Понервничал, переволновался, перенапрягся... Эти слова стали едва ли не постоянными нашими спутниками. И не случайно. Механизация и автоматизация производства, резкое ограничение двигательной активности, увеличение объема информации, постоянно возрастающий дефицит времени — все это способствует возникновению состояния напряжения, которое часто не совсем точно именуют "стрессом". Хорошо известно, что такое состояние является одним из факторов, провоцирующим развитие ряда заболеваний. Например, давно выявлена прямая взаимосвязь между часто повторяющимися нервными перегрузками и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Данные эти общеизвестны, и потому некоторые люди, считая, что сохранить здоровье можно только избегая стрессов, пытаются всячески щадить и оберегать себя от волнений и напряжения. Но вот парадокс. Именно они и оказываются беспомощными даже перед незначительными трудностями. Малейший пустяк может вывести их из равновесия, причинить вред здоровью. Так нужны нам или не нужны, полезны или вредны стрессы? На этот вопрос не может быть однозначного ответа, так как сам термин "стресс" не совсем точен. Этим термином обозначают нередко совершенно различные состояния. В разных ситуациях могут возникнуть различные степени состояния напряжения. Одни из них полезны и даже необходимы, другие — опасны и губительны. Избегать полезных так же неправильно, как и допускать возникновение тех, которые вредят здоровью. Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, на уровне подсознания и не подвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли, Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень. Состояние напряжения возникает только тогда, когда перед человеком встает трудная задача, а средств для достижения цели оказывается недостаточно. Какие же это средства? Прежде всего опыт. умение, навыки, знания (обозначим это термином информация), затем энергия, необходимая для активных действий ради достижения цели, и, наконец, время. Если задача проста — человек легко справляется с ней имеющимися у него средствами. Если же она усложняется, может обнаружиться разрыв между имеющимися в наличии информацией, энергией, временем и информацией, энергией и временем, объективно необходимыми для достижения поставленной цели. В таком случае организм тотчас же мобилизует свои резервы, которые в обычных условиях не используются. Известно, например, что сердце в состоянии покоя выбрасывает всего около 5 литров крови в минуту, а при максимальной нагрузке способно выбрасывать крови а 6 — 7 раз больше. При этом. почти в 10 раз может возрасти объем вдыхаемого воздуха, а в работающей мышце увеличится почти в 100 раз общее число капилляров, по которым циркулирует кровь. Состояние напряжения и есть форма мобилизации резервов организма, своеобразная приспособительная реакция, направленная на то, что- бы решить возникшую нелегкую задачу. И совсем нередки случаи, когда у человека в экстремальной ситуации удесятеряются силы и он совершает то, на что в обычных условиях оказывается неспособным. Всем известен, наверное, такой хрестоматийный пример: когда мать увидела, как тяжелое дерево, упав, придавило ручку ее ребенка, в одно мгновение она подскочила к дереву и откинула его. Впоследствии оказалось, что перетащить этот ствол с места на место было под силу только нескольким лесорубам. В состоянии напряжения организм мобилизует не только энергетические, но и информационные ресурсы, способствуя более быстрому извлечению нужных сведений из "кладовых памяти". Можно сказать, что увеличиваются и ресурсы времени, поскольку значительно возрастает скорость реакции, и каждая минута используется более продуктивно. В самом общем виде условия, приводящие к возникновению состояния напряжения (СН), могут быть выражены формулой: СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс), где Ц-цель (задача); Ин, Эн, Вн — информация, энергия и время, необходимые для достижения данной цели, а Ис, Эс, Вс — информация, энергия и время, имеющиеся в наличии. Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН, то есть выше степень состояния напряжения. Различают четыре степени (или стадии) состояния напряжения. Первая степень (СН - 1) — внимание, мобилизация, активность (ВМА). При этом значительно повышаются интеллектуальные и физические возможности организма, повышается работоспособность, активизируются функции органов и систем. Возникает это состояние, как правило, тогда, когда задача не шаблонна, например, в процессе творческого труда, увлекательной, захватывающей человека работы. Это весьма полезная реакция, тренирующая организм, повышающая его устойчивость к действию неблагоприятных агентов. Она способствует не только достижению цели, но и сохранению здоровья и высокой работоспособности. Ясно, что с таким напряжением не нужно бороться, тем более предотвращать его. Однако задача порой оказывается столь трудной, что уровень мобилизации резервов, характерных для СН - 1, может оказаться недостаточным. Тогда возникает более высокая степень напряжения (СН-II) — стеническая отрицательная эмоция (СОЭ), для которой характерны более выраженные физиологические сдвиги, а также изменения психики. Энергетические ресурсы организма мобилизуются в этом случае полностью. Наблюдаются резкие изменения показателей вегетативных функций — «вегетативная буря». Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы любой ценой обеспечить организму возможность решить возникшую задачу, При этом человек буквально "кипит", готов "взорваться". Стеническая отрицательная эмоция представляет собой очень важную для преодоления критической ситуации реакцию. Она сложилась в процессе эволюции (для победы в схватке, бегства от врага), и ее физиологическая природа не изменилась. Однако условия жизни современного человека существенно отличаются от тех, в которых эта реакция формировалась. Трудности, которые возникают перед человеком сегодня, чаще всего не требуют мобилизации энергетических резервов, и тем не менее происшедшие в организме сдвиги могут быть нормализованы только через максимальные мышечные усилия. Неразряженная стеническая эмоция может быть опасной для организма. Она чревата срывом, поломкой физиологических механизмов, то есть способна привести к заболеванию. Конечно, "разряжать" свои эмоции на других недопустимо. Оптимальный вариант — выйти на улицу и пройти 2 — 3 квартала быстрым шагом или пробежать. Это ничего не изменит в ситуации, но вы, оцените ее спокойнее, всесторонне и, может быть, найдете выход из создавшегося положения. Но если ситуация практически непреодолима, то возникает третья степень состояния напряжения (СН - III) — астеническая отрицательная эмоция (АСОЭ). Изменения, которые происходят в организме при СН - III, часто прямо противоположны тем, которые отмечаются при СН - II. Это уже не мобилизация, а угнетение: резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, угнетаются иммунологические реакции, компенсаторные процессы. Именно поэтому СН - III при длительном воздействии крайне вредна для организма. Она может открыть ворота всевозможным болезням. Астеническую отрицательную эмоцию нельзя разрядить мышечными усилиями. Человеку в таком состоянии. напротив, хочется окаменеть, застыть. Как же быть? Человеку, которым завладела астеническая отрицательная эмоция, как никогда требуется поддержка, дружеское участие. И прежде всего ему нужно помочь переключиться на другие дела, уйти от ситуации, вызвавшей СН - III. Полезна смена впечатлений, Целесообразно на время вообще отказаться от решения проблемы, обусловившей сильное напряжение, чтобы дать передышку нервной системе. И очень важно, чтобы сон этого человека был полноценным. Если он нарушен, в виде исключения, эпизодически, можно принимать снотворное. Если актуальность стоящей задачи не уменьшается и она требует решения, то состояние напряжения может возрасти еще больше, достигая высшей, IV степени, представляющей собой уже болезнь — невроз. Рассмотренные степени состояния напряжения не всегда встречаются в чистом виде. Наблюдаются и промежуточные или переходные стадии. Например, в промежуточной стадии между СН - II и СН - III может возникнуть угнетение лишь интеллектуальных функций при полной сохранности энергетических ресурсов. Как уже отмечалось, усилием воли управлять состоянием напряжения нельзя, И тем не менее предупредить возникновение его высших стадий может и должен каждый. Необходимо знать, что высокие степени состояния напряжения возникают нередко из-за нерациональной организации труда, штурмовщины. спешки, нечетко поставленной задачи. При этом адекватная мобилизация (СН - 1), возникающая а начале рабочего дня, к середине или концу нередко сменяется стенической отрицательной эмоцией (СН - II). Соблюдение распорядка дня, графика работы, дисциплина, организованность во всем, товарищеские, уважительные отношения в коллективе — главные условия плодотворного, продуктивного труда, психического равновесия. Немалое значение имеет и физическая тренированность организма. У людей физически тренированных даже в экстремальных ситуациях высшие степени состояния напряжения возникают редко. У них медленнее наступает утомление, по мере развития которого возрастает и степень нервного напряжения. Всеми доступными средствами надо стараться предупредить утомление, так как, снижая информационные и энергетические ресурсы организма, оно увеличивает тем самым дефицит средств, необходимых для решения задачи. Сумеет ли человек без ущерба для здоровья справиться со стоящими перед ним задачами, зависит и от его умения организовать свою деятельность, эффективно использовать время. Это помогает увеличивать резервы времени, уменьшать вероятность возникновения высоких степеней напряжения. Имеет значение и предшествующий жизненный опыт человека, особенно тот факт, овладел или не овладел он навыками интенсивного высокопроизводительного труда. Отмечено, например, что нервное напряжение у неопытных, мало информированных работников возникает чаще, чем у компетентных и знающих. Иначе говоря, степень состояния напряжения зависит от тех ресурсов, которыми располагает организм, и ресурсы эти необходимо постоянно пополнять. Г.И. Косицкий, профессор.
|
|
| |